Задать вопрос

код защиты

Положение о персональных данных

Договор коммерческой концессии (Фрачайзинг)


Договор концессии — это форма договора о передаче в возмездное пользование исключительных прав, которые принадлежат определенному правообладателю. Договор концессии может заключаться как на определённый период, так и без четкого указания срока действия.

Специфика договора коммерческой концессии часто вынуждает предпринимателей отказываться от использования этого правового инструмента. Тем не менее, изучение юридической природы отношений позволяет значительно упростить развитие бизнеса и сделать его более выгодным и успешным.

Правовая сущность франчайзинга

Коммерческая концессия (франчайзинг) появилась в отечественном праве недавно. Юридическая конструкция появилась в Северной Америке и активно применялась для расширения сфер влияния бизнеса. Это экономичный метод распространения присутствия на рынках в самых различных территориях и увеличения прибыльности предприятия без особых затрат.

Соглашение о франчайзинге составляется только в письменной форме и обязательно регистрируется в органах контроля в сфере интеллектуальной собственности.

Особенности сотрудничества сторон

Партнерство по соглашению о коммерческой концессии строится на принципах взаимной ответственности. Правообладатель предоставляет полную, исчерпывающую информацию о характере изготовления фирменной продукции или предоставления услуг. Пользователю могут передаться документы, а также права на использование товарного знака, эмблем, символики, коммерческого наименования. Правообладатель несет ответственность за полноту информации и документации, предоставляемой во исполнение соглашения.

После получения сведений и прав по договору, пользователь обязан точно соблюдать требования инструкций и правил. Кроме того, он должен оплачивать определенный в соглашении размер взносов в согласованном порядке.

Правообладатель имеет право осуществлять контроль над качеством предоставления услуг по договору или реализации товаров. Он несет субсидиарную ответственность при предъявлении претензий со стороны потребителей, вызванных дефектами и неграмотной работой специалистов пользователя. Если ущерб потребителям был причинен в результате особенностей технологии, то правообладатель отвечает солидарно.

Что такое субконцессия?

В соглашении может быть установлено особое условие о возможности субконцессии. Заключение договоров не должно превышать срока контракта франчайзинга.  Недействительность основного соглашения влечет ничтожность всех вторичных договоров. Юристы, однако, акцентируют внимание на том, что при окончании срока действия контракта коммерческой концессии, вторичные договоры могут продляться самим правообладателем.

Ответственность за вред, причиненный правообладателю по договорам субконцессии, несет пользователь в субсидиарном порядке.

Особенности прекращения договора франчайзинга

Расторжение соглашения о коммерческой концессии осуществляется:

  • при истечении его срока (если стороны не продлили партнерство);
  • при нарушении одной из сторон условий соглашения (в судебном порядке);
  • при объявлении правообладателя банкротом;
  • при прекращении прав на предмет договора без замены их аналогичными.


После подписания документа, стороны могут расторгнуть его только при наличии объективных причин. Одностороннее прекращение осуществляется в судебном порядке.

Предварительно перед подписанием договора коммерческой концессии (франчайзинга), крайне важно произвести его юридическую оценку на предмет скрытых рисков появления нежелательных ответственности и убытков. Работа с договорами одна из специализаций нашей компании.

Оценку договора концессии могут дать лучшие юристы Тюмени — специалисты Правового Центра «Спарта».